Терминал 4 мадридского аэропорта Барахас
Четвертый терминал аэропорта Мадрид-Барахас был спроектирован британским архитектором Ричардом Роджерсом. Это один из самый красивых и современных аэропортов в мире. Барахас - главный международный аэропорт столицы Испании Мадрида. Аэропорт включает в себя четыре терминала (в том числе открытый в 2006 году Терминал 4, один из крупнейших в мире по площади, составляющей 760 тыс. м?. По загруженности в 2008 году аэропорт стал 11-м в мире и 4-м в Европе.
Проект четвертого терминала аэропорта Барахас был выигран в конкурсе британской архитектурной студией Ричарда Роджерса и местным бюро Estudio Lamela, а также испанской и британской инжиниринговыми компаниями Initec и TPS в 1997 году.
Когда я подрабатывал архитектором, я никогда не рисовал эскизы, наверное поэтому моя карьера в большой архитектуре не сложилась. Я до сих пор думаю, что все эти прекрасные эскизы архитекторы рисуют в самом конце, чтобы можно было вставить в книжку красивые картинки.
Кстати, Ричард Роджерс в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль «хай-тек», а королева Великобритании произвела его в бароны (Baron Rogers of Riverside).
Мадридский терминал представляет собой гигантский набор «кубиков» с модулем 18?9 м. Сборка здания из готовых компонентов позволяет при необходимости расширить его без больших затрат. Использование стандартных элементов заводского изготовления позволило сэкономить на материалах, отделке, а также ускорить процесс строительства. Многие из них были специально спроектированы под этот проект (например, биоморфные вентиляционные выходы, растущие из пола, или светильники в форме вьетнамских соломенных шляп), однако теперь производятся массово.
Аэропорт (когда я пишу "аэропорт", я имею ввиду 4-1 терминал) имеет 3 уровня. Под землей есть железная дорога.
Само здание в плане прямоугольное и при необходимости может быть увеличено в размерах. Самая яркая деталь проекта – волнообразная крыша, далеко выступающая над самой постройкой. Изнутри она обшита тонкими бамбуковыми пластинами. Её поддерживают металлические опоры, окрашенные в цвета радуги.
В 2000 году началось строительство новых терминалов T4 и его спутника, T4S, а также двух параллельных взлетно-посадочных полос к уже существующим. Строительство было завершено в 2004 году, а окончательный ввод в работу в 2006 году.
Модернизация «Барахаса» была проведена в очень короткие для Европы сроки. Во многом это объясняется энтузиазмом заказчиков и проектировщиков, вдохновлённых возможностью реализовать исключительно сложную программу. К примеру, рабочие чертежи были выполнены всего за 5 месяцев.
Зал вылета.
Крыша облицована металлическими панелями.
К сожалению, из пяти раз, что я был в этом аэропорту, все 5 попали на ночь. Фотографии фасадов я взял с сайта архитекторов.
К сожалению, простые пассажиры не видят прекрасные фасады терминала. Вся красота находится со стороны перрона и увидеть ее можно только из иллюминатора самолета.
Крыша.
Основной несущий элемент — Y-образная опора, собранная из сужающихся кверху металлических труб, которые опираются на бетонные «башмаки». Стальные элементы образуют «ветви» древовидной конструкции. Те, в свою очередь, растут из массивных бетонных «стволов», пронизывающих здание по всей высоте.
Аэропорт расположен в 13 км к северо-востоку от Мадрида и связан с ним линией метрополитена. Терминал 4 является одной из крупнейших в мире терминалов аэропорта по общей площади, которая составляет 760 000 квадратных метров. Терминал состоит из основного здания T4 (470,000 м ?) и терминала-спутника T4S (290,000 м ?).
Хотя в задании конкурса не требовалось представить экологически чистый проект, Роджерс уделил достаточно внимания рациональному использованию ресурсов при эксплуатации здания. Широкие выступы крыши и дополнительные стальные элементы защищают стены от перегрева в жаркие летние месяцы. Одновременно, округлые отверстия в перекрытиях позволяют естественному освещению проникнуть вглубь здания благодаря специальным «каньонам», разрезающим три наздземных пассажирских (существуют ещё и три подземных грузовых) уровня терминала. Вместе с тем, они никак не влияют на температуру внутри постройки.
Это колонны вентиляции и урны.
?Радужная палитра цветов, использованная для металлических опор, помогает пассажирам ориентироваться в аэропорту, а изящная крыша криволинейных очертаний зрительно объединяет постройку огромной протяженности.
К сожалению, охранники не разрешили не только штатив поставить, но и вообще снимать, так что все снято быстро и незаметно.
Для облицовки потолка используются китайский бамбук.
Удивительная расточительность. На полу везде используется натуральный камень, а не дешевый китайский керамогранит, как принято в России.
Терминал 4 и его «спутник» Терминал 4а соединены линией железной дороги, проложенной под землёй. По ней ходят, управляемые компьютером, поезда, не нуждающиеся в машинистах.
Зал выдачи багажа.
Вентиляция.
Барахас — основной аэропорт приписки испанской авиакомпании Iberia Airlines, которая обеспечивает ему более чем 60 процентов пассажиропотока.
А вот так деликатно решен узел примыкания стеклянного фасада к полу. На алюминиевом подиуме расположены отверстия радиатора.
Ну и в завершение немного цифр:
Конкурс - 1997
Проектирование - 1998-1999
Строительство - 2000-2005
Введение в эксплуатацию - 2006
Площади:
Терминал - 470,000 м?
Терминал-спутник - 315,000 м?
Парковка - 309,000 м?
Дороги - 64,000 м?
Всего - 1,158,000 м?
Стоимость строительства:
Терминал - 670,000,000 euros
Терминал-спутник - 400,000,000 euros
Парковка - 168,000,000 euros
Всего - 1,238,000,000 euros
Всего с учетом всей инфраструктуры и введения в эксплуатацию новый терминал обошелся в 6 миллиардов долларов.
И небольшой бонус для архитекторов. По этой ссылке → вы можете загрузить чертежи аэропорта.